Каждый пятый житель села Новоникольское Быковского района – кореец. Скромные, доброжелательные, вежливые люди с отчётливой восточной внешностью. Чаще всего их можно видеть на овощных развалах вдоль трасс. Там они реализовывают свой урожай, выращенный в теплицах и на арендованных землях. С неким удивлением покупатели замечают, что корейцы говорят на русском даже между собой. Кто они, откуда и как оказались в наших краях?

Культура памяти

Историю переселения рассказывает Юн Ен Э, недавно приехавшая в Новоникольское из Кореи. К нашему разговору подключается старейшина местной корейской общины Светлана Ким, чьи родители пережили трагическое переселение из Дальнего Востока в Узбекистан.

В августе 1937 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) издали постановление «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Репрессии были связаны с приграничными конфликтами на советско-японской границе, переросшими в необъявленную войну 1939 года.

«По внешности корейцев трудно отличить от японцев и китайцев, поэтому шпионы и вредители могут скрываться среди нас, что угрожает государственной безопасности на Дальнем Востоке, – дается и такая оценка событиям тех лет в исторических очерках. Всего было депортировано 172 тыс. корейцев. Семьи грузили в грузовые вагоны и отправляли в Среднюю Азию и Казахстан, где они надеялись на обещанную помощь и компенсации, однако на местах этих переселенцев не ждали, а их обустройство растянулось на многие годы» – существует и такая версия в исторических очерках о депортации корейцев.

Корейцы организовывали свои колхозы, трудились на выделенной земле. Возник феномен «корейские колхозы-миллионеры», корейцы добивались впечатляющих экономических и жизненных успехов. Дети учились в русских школах, затем поступали в вузы. Многие из второго поколения переселенцев не стали трудиться в сельском хозяйстве, переехали в города, работали в банках, медучреждениях, школах, занимали ответственные посты в госучреждениях. Светлана Ким, к примеру, трудилась главным бухгалтером в Госбанке.

В 1993 году Верховный Совет России особым постановлением признал незаконной депортацию корейцев. Значительная часть переселилась в Россию. Волгоградская область в числе немногих регионов откликнулись на призыв принять переселенцев из Узбекистана. В 2001 году в Новоникольское поселение Быковского района приехало 35 семей.

От бытового до культурного взаимодействия

Далеко не все было готово к их приему. К примеру, не было достаточно свободного жилья. Да и настроение местных было настороженным: воды и так в селе не хватает, а тут понаехали. Директор местной школы схватилась за голову – как будем учить корейских детей? Но сомнения местных жителей быстро переросли в дружеские отношения.

Сельчане видели, как приезжим было трудно, как нелегко они адаптировались к новым жизненным условиям. Отсутствовали паспорта, российское гражданство. Работать городской интеллигенции приходилось на земле.

– В первый год мы остались без урожая, потому что не умели выращивать овощи, – вспоминают переселенцы.

На помощь пришли и местные сельхозпроизводители, и соотечественники из Южной Кореи. С исторической родины помощь пришла в виде средств на приобретение жилья, продуктов питания и одежды. Новоникольцы помогали с производственными вопросами: от сева до сбора урожая овощей. Освоив технологию, а трудолюбия корейцам не занимать, приезжие стали добиваться успехов.

– Сейчас у нас в каждом доме есть газ и вода, благоустроенные подворья, – рассказывают представители корейской общины.

Большинство из тех переселенцев уже на заслуженном отдыхе, получают российское пенсионное обеспечение. По мере сил и возможностей продолжают выращивать овощи на своих подворьях.

Молодежь, как и везде, отправляется на работу в крупные города. Некоторые корейцы уезжают на заработки и на историческую родину.

Трудоспособное среднее поколение продолжает заниматься сельским хозяйством. Предпочитают оставаться владельцами ЛПХ. Отдельные увеличивают посевные площади за счет аренды земельных участков. При этом не создают коллективных хозяйств. И этому есть объяснение. Историческая судьба корейцев вне своей прародины – это почти всегда история их привыкания, адаптации к условиям и правилам, принятым в стране проживания. Причём каждая корейская семья это делала самостоятельно: по собственным целям, планам и расчётам.

С середины июня корейские овощеводы занимают торговые места на придорожном рынке. Предлагают предпринимателям из Волжского и Волгограда, а также постоянным клиентам из северных широт, раннюю капусту, огурцы. С июля по октябрь – помидоры, болгарский перчик, чеснок. В последнее время корейцы научились выращивать сладкую кукурузу, зеленую фасоль и другие овощи, на которые есть спрос.

– Эти люди трудолюбивые и гостеприимные, – отзываются о корейцах сельчане. – С ними можно дружить, они никогда не подведут, не обманут.

Быстро выяснились и другие нравственные качества этого малого народа – уважение к старшим и родителям, забота и любовь к младшим.

На 80-летие Быковского района корейцы из Новоникольского показали обряд чествования первого года жизни. Родителям ребенка передавали конверты с деньгами, те, в свою очередь, угощали многочисленных гостей – на столе должно быть не меньше двенадцати блюд. Перед ребенком выкладывали различные предметы, которые могли указать на дальнейший жизненный путь. Куда потянется ручка малыша, такова и будет его судьба. К денежной купюре – к богатству, к микрофону – будет музыкантом или певцом, и так далее.

– В культуре азиатских народов особое место занимает отношение к старшему поколению. Среди корейцев до сих пор принято с большим уважением относиться к старшим и выполнять их слова без оговорок, – подчеркивает соотечественница из далекого Сеула.

Дети по примеру взрослых с усердием учатся в школе, с почтением относятся к учителям.

– Корейские ребята добиваются успехов в учебе, спорте, творчестве. Для многих из них приоритетом являются образованность, настойчивость. Став взрослыми, они трудятся, стремятся к материальному благополучию, – отмечают местные педагоги.

В Новоникольском образовался и своеобразный национальный очаг культуры для корейцев. Руководит им Ирина Юрьевна Ли. Приезжие соотечественники оказывают помощь в вопросах обучения корейского языка, возрождения национальной культуры и самобытности.

К примеру, в летние каникулы для всех сельских детей, независимо от национальности, проводилась лагерная смена. Ребят учили играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь. Так в селе появился ансамбль игры на корейских барабанах «Самульнори». Его выступления стали громким ритмичным адреналином любого праздничного мероприятия в Новоникольском, в райцентре. Хореографический ансамбль корейцев-школьников выступает в национальных костюмах так же на всех праздниках в селе и Быково. Тхэквондисты из Новоникольского, а этим видом боевого искусства занимается, как правило, корейская молодежь, уже выступали на открытии спортивных соревнований в Волгограде.

– В общем, все наши соотечественники прижились в заволжском селе, живут безбедно, трудятся, дружат с местными, принимают активное участие в общественной жизни села, – с удовлетворением говорит посланница из Сеула Юн Ен Э.

Многодетные семьи, а это характерно для восточных народов, получают меры соцподдержки из областного и федерального бюджетов. Сельхозпроизводители, оформившие КФХ, пользуются также господдержкой для развития своего производства.

И мы еще споем

31 мая в Новоникольское в очередной раз приехали соотечественники из Сеула. В планах этого лета – обучение людей среднего возраста национальным ремеслам. Корейских женщин учат кроить и шить национальную одежду. Занятия проводит профессионал из Сеула, владелица столичного швейного ателье Кан Ен Сук.

Швея охотно рассказывает об особенностях корейского женского платья «ханбок». Одежда имеет свободный крой, поэтому не сковывает движений, остается удобной и практичной. Ханбок состоит из трех элементов: чогори – верхняя рубашка, чхима – юбка А-образного силуэта, и откорым – широкие и длинные ленты, которые не дают рубашке распахиваться и представляют собой декоративный элемент костюма.

На примерке ханбока, который уже сшила для себя Света Цой, профессиональная швея показала местным кореянкам как правильно завязывать банты впереди и ленты на спинке блузы.

– Разное положение лент говорит о социальном положении женщины. Так что будьте внимательны, – об информационной нагрузке национального костюма рассказала местным кореянкам Кан Ен Сук.

Мастер предложила сшить ханбок и для главы поселения. Галина Гребенникова пришла на встречу с гостями поселения с тортиком. Корейцы приглашают к разговору за стол, беседуют за чашкой чая.

На сей раз глава поселения обсудила новые планы по культуре.

Представители столичной Кореи предложили проект создания хора школьников с участием ребят всех национальностей.

– Мы привезем пианино в сельский клуб. Учителя местной школы помогут нам отобрать детей с музыкальным слухом. Репетиции будет проводить преподаватель музыки из Кореи, – рассказывает Юн Ен Э.

Вместе с главой поселения решают, что хор выступит на Дне села. Ребята споют две песни: народную корейскую песню «Ариранг» и русскую «Катюшу».

– В селе сложились благожелательные отношения между людьми разных национальностей. На территории поселения живут и трудятся порядка десяти национальностей. Корейская община занимает активную позицию в экономической, общественной и культурной жизни поселения, – отмечает Галина Петровна.

В качестве примера рассказывает о благотворительности со стороны корейской общины.

Ее представители как-то спросили разрешение о проведении акции «Кофе по понедельникам». Дело в том, что в первый день недели в село съезжаются предприниматели из соседних районов. Привозят и торгуют продуктами, одеждой, хозяйственными товарами, бытовой техникой и так далее. Кореянки из числа активистов готовят для приезжих коробейников кофе. Предлагают согреться или взбодриться напитком за небольшую плату. Деньги, собранные от продажи кофе, отдают нуждающимся односельчанам. Предварительно с главой поселения согласовывают список.

– Суммы небольшие, – продолжает Галина Петровна, – но, порой, и они очень нужны людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Так в мире и согласии с коренным населением, с совместным пристрастием к огородничеству, добродушию и любви к острой пище живут Кимы, Ли, Паки, Цои, Тены с русскими именами в красивом волжском селе. И большинство из них не собираются покидать обжитые места.

Ольга Осьмакова