Оксана Лутаенко: «Особенность работы руководителя – слушать, понимать, координировать»

10

Оксана Лутаенко: «Особенность работы руководителя – слушать, понимать, координировать»

Когда размышляешь о школьной жизни, главными действующими лицами в ней представляешь учителей и учеников. А вот о директоре школы складывается впечатление как о чиновнике, в обязанности которого входит выступить на линейке, вручить аттестаты, провести педсовет и, конечно же, беседу с родителями нерадивого ученика. Или как о завхозе, которому надо крышу починить, окна заменить, отопление отремонтировать. Так кто же он, директор школы?

Казалось бы, вопрос простой. Есть должностная инструкция, там всё описано. За что несёт ответственность, на что имеет право. И всё-таки в моём понимании директор школы – это в первую очередь учитель, а потом успешный управленец. О том, какую же роль играет директор в организации учебно-образовательного процесса, наш сегодняшний разговор с директором Суводской основной малокомплектной школы Оксаной Лутаенко.

– Самая главная функция директора образовательной школы – это контакт с учащимися, координация действий сотрудников и управление образовательным процессом. Здесь всё завязано на детях, родителях и учителях. Есть и ещё одна категория – управление образования, директивы которого приходится выполнять. Директор – это руководитель, который знает, куда идёт сам, за кем в том же направлении готовы идти его коллеги.

– Хороший директор в моём понимании – это справедливый и честный директор. Тот, кто не исполняет приказы молниеносно, а сначала обдумывает их, учитывая все особенности, а затем уже даёт поручения к исполнению. Это так?

– Безусловно, так. Здесь ещё главное не скатиться к ненужному дешёвому авторитету. Понимать, что тебе нужны люди, которые будут видеть в тебе лидера и пойдут за тобой, и упор делать на сильные стороны коллектива. Тогда их можно развивать, анализировать и совершенствовать. Учитывая все особенности образовательной организации, только тогда давать поручения сотрудникам, когда сам понимаешь их необходимость и последствия. Способность руководителя в том, чтобы спрогнозировать, как то или другое решение повлияет на образовательный процесс.

– В чем особенность Вашей работы?

– Особенность работы руководителя – слушать, понимать и координировать.

– Что нравится в профессии?

– Могу приносить пользу обществу, и это интересно. С коллегами решать задачи разной сложности. Влиять в положительном ключе на трансформацию мышления, расширять ценности, давать новые смыслы и видеть, как это отражается на коллективе. Больше общаться с учениками, и не только на уроках. Тогда дети своего учителя обожают, встречаются с ним и становятся друзьями. Иногда подсвечивают моменты, о которых не догадываешься. А коллеги уважают и помогают решать общие цели и задачи.

– Что было определяющим в выборе профессии?

– Всегда мечтала быть учителем химии и биологии, как моя любимая учительница Нина Дмитриевна Кочетова. Нравилась работа с детьми и сами предметы.

– Как всё начиналось?

– Я родилась на Хопре, в Нехаевском районе, в хуторе Тишанка. Там я жила с родителями. Папа учился в сельхозинституте, и после окончания его направили в Горную Пролейку работать главным агрономом. Туда мы всей семьей и переехали. Там окончила школу, потом поступила в Дубовское педагогическое училище. В Суводскую приезжала на длительную практику в 1985 году, и после окончания вернулась сюда, начинала вожатой, потом поступила в пединститут на факультет биологии и химии и стала эти предметы преподавать. И так до сих пор здесь работаю.

– Когда-нибудь представляли себя в роли директора школы?

– Даже не думала об этом. Когда Анна Пантелеевна Климова занимала должность директора, я пять лет была завучем. Имела уже к тому времени представление об обязанностях директора. Но быть им не мечтала. У меня слишком мягкий характер для руководителя. Но так получилось, что вот уже 11 лет занимаю этот пост. В роль руководителя постепенно вошла, но всё равно тяжело.

– Что в настоящее время больше беспокоит директора?

– Огромная ответственность, а ещё боль в душе за будущее школы и села. Когда я сюда приехала и начинала работать, детей было мало. Потом совхоз набирал силу, село получило вторую жизнь, учеников прибавилось, их тогда было около ста человек. Это были самые радостные годы. И вот сейчас всё повторяется.

В настоящее время школу посещают 32 ученика, педколлектив – 9 человек. Самый большой класс состоит из 7 человек, а в остальных по 4. Несколько младших классов совмещены, старшие не объединяются пока. Хочется верить, что всё изменится в лучшую сторону и наладится, но вот когда, это вопрос времени…

– Учебный год подходит к завершению. Какие изменения коснулись школы?

– Мы уже перешли в иной формат обучения. Постепенно адаптировались к новым условиям и требованиям. Научились снимать и монтировать видеоролики, выкладывать в сеть, создаем чаты и вовлекаем учащихся и родителей, стараемся всё успеть и освоить. Справляемся. Радовались, что 1 сентября вышли на очную форму обучения. Особенно дети. И родители, и учителя довольны. Благо, никто не болел вирусом, и наша школа не закрывалась на карантин.

– Какими качествами должен обладать директор школы?

– Первоначально требовательным к себе и работникам коллектива. С большим и прочным запасом терпения. Не перегибать палку, находить компромисс.

– Какие качества школа старается привить ученикам помимо образовательного процесса?

– Наше село первоначально называлось станица Александровская. Основана в 1783 году казаками Волжского казачьего войска. Поэтому стараемся привить детям любовь к традициям казачьего быта. В школе открыт музей казачества. Мы даже приобрели лицензию на музейную деятельность, начало которой положила преподаватель Наталья Викторовна Малецкая. И хотя она от нас ушла, мы музей сохранили. Посещая старожилов, с учащимися разучиваем казачьи песни, продолжаем узнавать что-то новое от них. Передать молодому поколению это историческое наследие села мы просто обязаны.

– Как Вы думаете, нынешнее поколение молодёжи уступает молодёжи советского времени?

– Нет, не уступает. Современные дети более развиты и информированы. Посмотрите, как они работают с компьютерными программами. Всё схватывают на лету. И наши сельские дети очень хорошие. Потому что им присуще уважение к старшим, они трудолюбивы. С удовольствием помогают родителям на приусадебных участках. Они добрые, всегда активные, оптимистичны и жизнерадостны.

Взять, к примеру, патриотически настроенных юнармейцев. Некоторые даже изменили своё отношение к учёбе, чтобы быть достойными пополнить ряды юнармии. Это очень сильная мотивация. Вы бы видели их радостные лица на торжественной линейке во время посвящения в ряды юнармейцев! Группа ребят-юнармейцев проявила желание на 8 Марта поздравить сельских женщин-ветеранов. И они с этой задачей успешно справились. А ученик 5 класса Саша Сидельников принял участие в патриотическом конкурсе «Дембельский альбом», одержал в нем победу за рассказ в видеоролике о своём отце. Он был отмечен благодарственным письмом от регионального совета юнармии.

– Как Вы думаете, школа влияет на профессиональный выбор учащихся?

– Конечно. Есть выпускники, которые выбрали профессию учителя, окончили Волгоградский пединститут. Так, например, Анна Михайловна Чусовитина-Обухова, Елена Викторовна Коновалова (Бабкина), Любовь Николаевна Дудкина, Екатерина Викторовна Дрынкина. Многие получили профессии сельскохозяйственного профиля.

– Какой совет Вы дали бы родителям учеников?

– Любить своих детей, отдавать им своё тепло, помогать в подготовке домашних заданий, больше уделять им внимания. У родителей в последние годы поменялось отношение к детям. Не всегда чувствуется контроль с их стороны и участие в образовательном процессе. Папы многих учеников работают на вахтах, мамам приходится воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством. Понятно, что времени не хватает. Хотелось бы, чтобы дети чувствовали тёплые родительские и семейные отношения. К сожалению, нет семейного воспитания. Они мало отдают детям любви и тепла. Детям этого не хватает, и это заметно.

– Вы являетесь членом партии «Единая Россия». Как Вы вступили в её ряды?

– Инициатором была бывший директор школы Анна Пантелеевна Климова. Первым нашим выбором была «Справедливая Россия», а в 2008 году перешли в «Единую Россию». Я ещё являюсь депутатом Совета депутатов Суводского сельского поселения. И мой муж Сергей Александрович Лутаенко, преподаватель физкультуры и ОБЖ, тоже состоит в её рядах. Он ещё раньше вступил. Помимо этого, долгое время принимала участие в работе сельской избирательной комиссии.

– Какой Вы хотели бы видеть школу завтрашнего дня?

– Хотелось бы видеть школу со спортивным и актовым залами. Зимой негде проводить занятия физкультурой. Дети очень любят заниматься спортом. Хотелось бы, чтобы весь перечень мероприятий, который запланирован для нашей школы по федеральной программе и инициативному бюджетированию, был выполнен. А в него входят замена освещения площадки перед школой и капитальный ремонт отопления. Ранее благодаря выделенным средствам от партии «Единая Россия» во всей школе заменены окна. И, конечно же, хотелось бы компьютерный класс, оборудованный новыми моделями компьютеров. Вот такое маленькое желание.

– С какими словами Вы обратились бы к педагогической общественности и учащимся?

– Быть честными и помнить, что мы воспитываем детей своим поведением. Главной задачей, как учителя, считаю дать школьникам необходимые знания. А директора – сделать так, чтобы все процессы были выстроены чётко и все механизмы слаженно работали. Для этого нужно в первую очередь носить в себе какие-то ценности и смыслы. От строгости переходить к гибкости, а от монолога – к диалогу. Система образования прозрачна и регламентирована, в ней всё понятно. Поэтому решать надо не только профессиональные вопросы, но и выстраивать личное общение с коллегами и учащимися. Границы между детьми и директором неизбежны. Но в то же время быть открытым к тому, чтобы ученики и коллеги задавали прямые вопросы.

Александра ДАВЫДОВА

фото автора

 

Читать дальше